vittasim (vittasim) wrote in vokrug_msk,
vittasim
vittasim
vokrug_msk

"Истории из КоМода".

В Доме подарков, что расположен на улице Лажечникова, 13, в Коломне, проходит выставка «Истории из коМода», на которой представлено несколько десятков различных вещей, хранившихся в сундуках у коломенцев. У каждой вещи есть своя история, связанная с историей семьи. В основном это одежда конца XIX - начала XX века. У входа посетителей выставки встречали коломенцы из позапрошлого, XIX века и довольно забавная инсталляция.






В XII веке Коломна, за редким исключением, не нуждалась в привозных тканях, обеспечивая себя всем – от простенького ситца до золототканной узорчатой парчи. В каждом доме ткали пряжу: лен, конопля, дикий хмель, крапива давали прочную нить. Ткани были грубые, некрашеные, но их украшали вышивкой, а зимние одежды подбивались и опушались мехом белки, соболя, лисицы. Это было время тесных связей с Византией, откуда привозились дорогие шелка, доступные только зажиточному люду, который щеголял в них, да и то, доставая их из сундуков по великим праздникам. Шили сапоги: красные, зеленые, коричневые – опять, кто на что был деньгой богат: кто из кожи, а кто из мягкого сафьяна, расшитого золотой нитью.



Портновский манекен XIXвека. «Обманка» (первая половина XIXвека) имитация блузки. Надевалась под пиджак. Спинка из хлопчатобумажной ткани, передняя часть – кружево и шифон. Бока не прострочены – вместо них завязки для регулирования размера. Принадлежала В.А. Андреевой 1929 года рождения.



Мы еще не раз окунемся в историю коломенского костюма, а пока посмотрим народные костюмы. Этот костюм: рубаху, юбку, фартук, корсетку, надевала на свадьбу Е.И. Мирошник, 1885 года рождения, проживавшая на Черниговщине (в Коломне – с 1970г). Рубаха попроще одевалась на праздники.







В коллекции Ефросиньи Иосифовны Мирошник есть салфетка, история которой забавна. Эта салфетка изготавливалась по заданию помещицы из соседней деревни. Помещица наказала вышить надпись на салфетке и написала, что должно было быть вышито, но девушка не знала грамоты, в результате надпись читалась на изнаночной стороне. Так салфетка и осталась в семье.



В коллекции Ефросиньи Иосифовны Мирошник есть два кролевецких рушника (промышленное производство, XIX в). Такие рушники изготавливались с середины XIX века в городе Кролевец Черниговской губернии и получили широкое распространение по всей Украине. Использовалась переборная техника,  что давало возможность ткачу свободно располагать на полотне узор с любыми геометризованными мотивами. Для них характерна строгая симметрия и четко выраженная ось в композиции узора. Кролевецкие рушники пользовались большой популярностью и часто вывозились за пределы Украины. В украинских семья эти рушники берегли – они были показателем достатка. В  семье Мирошник  было два кролевецких рушника, а семьи, имевшие по 5-6 рушников, считались богатыми. Кролевецкий рушник использовался, как украшение на свадьбах. Его также могли повязать, как пояс и тогда два длинных конца оказывались спереди и получался красивый фартук. И поныне семья Мирошник хранит рушники для встречи новобрачных хлебом-солью, благословляет на супружескую жизнь, стелет на дорожку.






Льняная рубаха, которую готовила, как приданное на свою свадьбу Домна Яковлевна Рыжкова (1892г.р., замуж вышла в 1917г) состояла из стана, сшитого из холста и пришитой к нему обнимки с рукавами, которая делалась из более тонкой ткани. Шаль (конец XIX в, начало XXв.) была приобретена на Нижегородской ярмарке, как часть приданного невесты
,


Свадебный наряд невесты (конец XIX в, начало XXв.): шубка (сарафан из тяжелой ткани), домотканая льняная рубаха, завеска (фартук), стеклянные бусы. Сарафан экспонируется задом наперед, со стороны спинки, чтобы продемонстрировать богатую декоративную отделку.






Синий и красный сарафаны с домоткаными льняными рубахами и завесками (фартуками) носили в деревнях и в 50х годах XXв. Так молодежь одевалась даже на танцы. Холодайку одевали в прохладную погоду.



Женские сапоги (1950е г.г.) приобрела Прасковья Кузьминична Рыжкова (1920г.р.) в городе Ожерелье Московской обл., куда она уехала на заработки и где устроилась на фабрику. Послевоенные годы с жестокой дисциплиной – любая провинность каралась тюрьмой. Однажды Прасковья Кузьминична опоздала на работу и, испугавшись тюрьмы, спешно уехала в республику Коми. Так сапоги оказались на Севере, а после вернулись в Коломну.



В XVIII века, со времени петровских реформ, в Коломне началось активное развитие фабричной мануфактуры. К концу столетия в городе работали 8 фабрик, на которых изготовлялись различные ткани, поставляемые впоследствии на богатые ярмарки. В селе Белые Колодези с 1796 годя работали полотняные мануфактуры Савелия Ивановича Мосолова по выработке салфеток и скатертей. Полная картина развития местной промышленности предстает перед нами в донесении московского губернатора графа Ф.А.Остермана на имя Екатерины II (октябрь 1775 г.). Фабрик в городе было 9: суконная и каразейная полотняных - 3 вырабатывались полотна парусное, фламское, равендушное, каломянковое и прочее. Шелковых фабрик было 3, в них ткали шелковые материи, платки и кружева, которые продавались не только в Коломне, но и в украинских городах, а также через Рижский порт экспортировались за рубеж; кумачная фабрика 1,; китайчатая фабрика 1, ситцевая фабрика 1
Во второй половине XVII Iвека в Европе стали появляться специализированные журналы, целиком посвященные моде. В 1779 году уроженец коломенского уезда, Николай Иванович Новиков – журналист, издатель и общественный деятель – открыл «Модное ежемесячное издание, или Библиотеку для дамского туалета», которое стало Первым отечественным женским журналом .



Венчальное платье представила на выставку семья Кузнецовых. Платье сшили в Коломне в 1905 годя для Пелагеи Бугаревой, дочери состоятельного владельца известной в Коломне велосипедной мастерской. Хозяин этой мастерской неоднократно участвовал в выставках в Париже, где получил однажды золотую медаль. Платье передавалось по наследству: от Пелигеи – к ее дочери Клавдии – организатору детских садов в Коломне, затем – дочери Людмиле Кузнецовой – заслуженной артистке РФ, профессору московской консерватории.








Свадебные кожаные мужские и женские перчатки.


Свадебная сумочка.



Еще одно свадебное платье конца XIX в – начала XX в.



В 1803 году Коломну посетил известный поэт, будущий знаменитый историограф Н.М.Карамзин. Свои впечатления от посещения нашего города он изложил в статье «Путешествие вокруг Москвы». О городе он писал: «Улицы и строения здесь некрасивы; но зато промышленность людей достойна внимания и похвалы. Давно известны коломенские фабрики, кумачные, шелковые, полотняные, которые с некоторого времени размножились и в других местах вокруг Москвы». В октябрьской книжке журнала «Вестник Европы» за 1828 год напечатана статья «Историческое описание города Коломны», автор которой подписался инициалами Я.С.: « Из фабрик известны: шелковые Левиных и Крашенинникова, на коих выделываются парчи и штофы отличнейшей доброты, и, особенно, последние, которые расходятся по всей России, далее, одна суконная фабрика…». Самой распространенной отраслью остается хлопчато-бумажное производство. В 1814 году насчитывалось 14 фабрик. Возникают значительные сельские промышленные центры, и первый из них - село Озеры Горской волости. Одна из крупнейших местных фабрик - Товарищества Моргуновых - начиналась с небольшой мастерской по приготовлению тканей, работавшей на московского купца Латышева и размещавшейся в светелке крестьянина Василия Моргунова. В 1841 году на производстве тканей был занят 171 человек. Вскоре Василий Моргунов отделился от Латышева и завел собственное дело. Во второй половине XIX века фабрика Моргунова сделалась одним из самых крупных предприятий в уезде. В 1835 году было основано крупнейшее предприятие района – текстильная фирма «Ока». Ткани и швейные изделия, выпускаемые ею, пользовались спросом не только в России, но и в Европе.








Панталоны из вискозы с кружевными вставками. Производство крупной текстильной фирмы Martex (Германия) 1939-1940. Куплены в комиссионном магазине Дрездена в 1945 году Неонилой Константиновой Аксеновой, когда она, вместе с детьми, приехала в июне 1945 года к мужу гвардии полковнику. Чтобы как-то прожить, немцы сдавали свои вещи в комиссионные магазины и жены советских командиров, приежавшие в Германию, к месту службы мужей, охотно покупали их. Были случаи, когда русские женщины расхаживали по улицам в немецких ночных рубашках: «Некоторые жены офицеров, те, которые провели войну в эвакуации, не могут поверить, что в этой красоте надо спать и носят их, как платье, на улице» (из воспоминаний дочери Н.К. Аксеновой)












Венчальное платье, сшитое в Коломне в !909 году для надежды Ивановны Кисилевой. Ее муж , Алексей Владимирович Шапошников владел магазином верхней мужской одежды.





















Сапоги, подбитые деревянными гвоздями. Деревянные гвоздики в воде распухали и не пропускали влагу.


Этот костюм, сшитый в Коломне, принадлежал Марии Максимовне Синевой. Костюм служил для посещения храма. Черный шарф, плетеный на коклюшках, который носили вместе с костюмом, не сохранился – во время голода его обменяли на продукты. Внучка Марии Максимовны, Нина Александровна надевала на праздничные вечера на работе (она трудилась на КБМ).













Екатерине Кириловне Махоткиной (1891 г.р.), которая родилась в семье крестьянина села Коробчеево Коломенского уезда, принадлежат красивые платьица и пальто, сшитое по последней моде конца XIX в. В 1904 году она закончила Коробчеевское начальное сельское училище. Господа из Коломны, у которых Екатерина Ивановна служила нянькой, подарили эти вещи за отличную работу. Видно, что одежда дорогая и модная по тем временам.









Детский комплект – блузку и сарафан, носила Людмила Кузнецова (заслуженная артистка РФ). Комплект шила ее мама.








Платье из креп-марикена (1950 е г.г.) сшито на дому для Эльфриды Николаевны Конновой. В нем она посещала техникум после войны, ходила на танцы и праздники.












Tags: Коломна
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments